Флорентийская мозаика техника изготовления

Флорентийская мозаика техника изготовления

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Искусство флорентийской мозаики получило свое развитие в XVI веке. «Живопись из камня» не имеет срока годности, она не выгорает, не осыпается. Восхищаясь изделиями из поделочных камней, Микеланджело называл из «вечными картинами».

Технику складывания флорентийской мозаики называют «commesso», что можно перевести как «состыкованный». Мастера настолько искусно подгоняют друг к другу каменные пластины, что между ними не видно швов даже на просвет. Более того, для создания орнамента, необходимо правильно подобрать камень не только по форме, но и по текстуре. Например, для изображения листочка выбирают не просто зеленый камень, а с прожилками.

Флорентийская мозаика применялась для изготовления различных настенных панно, шахматных досок, столов, ювелирных шкатулок и прочего.

Свое развитие каменная мозаика получила в XVI веке под покровительством семьи Медичи. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи открыл мастерскую, в которой умельцы изготавливали изделия из полудрагоценных камней. Тогда же во Флоренцию стали стекаться другие мастера, чтобы перенять опыт «живописи из камня». Для самих же Медичи изделия из каменной мозаики служили очередным подтверждением их величия в глазах аристократии и глав других государств, т. к. изготовление предметов подобного искусства считалось довольно дорогим ремеслом.

На сегодняшний день каменная мозаика изготавливается при помощи лазера, но в Италии еще остались мастерские, в которых используются аутентичные инструменты. Чтобы получить фрагмент необходимой формы нужно зажать камень в тиски и выпиливать из него кусочек для мозаики. Для этого используется пила, напоминающая лук для стрельбы с тетивой-проволокой. Готовые детали приклеиваются к картине по помощи древесных смол. Готовые изделия не имеют срока годности, они практически вечные.

Разновидностей мозаичного искусства множество. В Японии очень ценится мозаика, образующая орнаменты из дерева. На сегодняшний день эту технику можно увидеть на раздвижных дверях или перегородках в японских домах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ярким декоративным приемом, способным привнести в интерьер или экстерьер неповторимый шик, является применение мозаики. Зародившееся на Древнем Востоке это сложное, трудоемкое искусство переживало периоды расцвета и забвения, а сегодня занимает достойное место среди приемов отделки помещений и предметов обстановки. Мозаика — это наборное изображение из кусочков камня, керамики, смальты, цветного стекла. Одна из многочисленных техник изготовления мозаики носит название флорентийской.

История возникновения техники

Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.

Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.

Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.

Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.

Читайте также:  Камин отопительный твердотопливный с водяным контуром

В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.

Множество прекрасных мозаичных «картин» украшают стены Московского метрополитена и делают его гордостью столицы.

Особенности

Флорентийский метод укладки мозаики отличается высокоточной подгонкой деталей, когда между различными по форме каменными элементами не видно швов и линий стыка. Тщательная шлифовка создает идеально ровную единую поверхность.

Созданная из натуральных камней, эта мозаика потрясающе долговечна, яркие краски не тускнеют со временем и не выцветают от солнечных лучей. Плавные цветовые переходы позволяют добиться сходства с настоящей картиной, а не с инкрустацией. Очень часто итальянские мастера использовали для фона черный мрамор, на контрасте с которым другие камни загорались еще ярче.

Природная богатая окраска камня: переходы его тонов, прожилки, пятна, штрихи являются основным изобразительным средством этой техники. Излюбленными материалами для производства флорентийских мозаик были высокодекоративные камни: мрамор, яшма, аметист, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюза. Итальянские мастера изобрели уникальные технологии их обработки, например, воздействие температуры позволяло камню приобрести нужный цвет. Прогретые куски мрамора становились нежного розового оттенка, а халцедон усиливал блеск и яркость красок.

Каждая каменная пластина подбиралась мастером не только по цвету, но и по текстуре: для мозаики с изумрудной листвой надо было найти камень с похожими зелеными прожилками, для изображения меха — минерал с имитирующим его ворсинки рисунком.

Флорентийские мозаики активно использовались в церковном убранстве для отделки полов, ниш, порталов, а также декорировали предметы светского интерьера: столешницы, элементы мебели, различные шкатулки, безделушки. Большие панно, подобные живописным полотнам, украшали стены парадных залов, кабинетов и гостиных.

Метод изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

  • заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
  • набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
  • финишная отделка — доводка и полирование изделия.

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

В наш век цифровых технологий все чаще применяется лазерная резка, переносящая рисунок с компьютера без погрешностей и с необходимым запасом.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.

Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.

Финишная отделка придает камню восхитительный блеск, раскрывает все его переливы и оттенки.

Использование флорентийской мозаики сегодня

Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.

Читайте также:  Как пересадить взрослый можжевельник на другое место

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.

Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.

Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.

Еще больше об искусстве «каменной живописи» в следующем видео рассказывает мастер.

К заготовительным операциям относится выбор сырья по качеству, разметка, разрезка блоков на "фанеру" и вырезание из блоков заготовок для изделий»

Отбор сырья и разметка камня — операции самые ответственные, часто определяющие декоративное и художественной достоинство будущего изделия. Чтобы разглядеть цвет и рисунок, камень обычно смачивают водой. Смоченный срез выглядит как полированный. Нужно не только знать камень, но ещё и бережно, с любовью относится к нему и помнить, что рисунок в камне и его цвет неповторимы ; относясь к камню равнодушно, разрезая только о учётом необходимых для будущего изделия размеров, можно навсегда утратить его прелесть и красоту.

При резке камня на заготовки важно не только учитывать его цвет и рисунок, но и правильно выбирать направления реза с учётом свойств камня. Практически все цветные камни требуют индивидуального подхода, а особенно минералы и горные породы, обладающие такими оптическими свойствами, как иризация, переливчатость, игра цветов и другими.

В зависимости от габаритов исходного сырья глыба, валун, облом, плита, кусок различают две основные стадии резки — предварительная стадия резки и резка на заготовки.

Задачей предварительной резки является получение из больших глыб валунов камня кусков, плит меньших размеров, удобных для дальнейшей обработки. Не менее важной задачей является определение качества разрезанных плит наличие трещин, включений, цвета и рисунка. Именно после этой операции определяется дальнейшая судьба камня. В зависимости от его качества, цвета и рисунка определяется, для каких изделий должно быть предназначено данное конкретное сырьё.

Резка на заготовки — это изготовление штучных заготовок для конкретных изделий из цветного камня. Этой операции предшествует операция по разметке камня.

Резка производится на отрезных станках малом или большом в зависимости от величины заготовки.

Проводится при обильном охлаждении. В качестве охлаждения применяют воду. При резке цветного камня во избежание несчастных случаев следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности.

Техники набора мозаики.

В практике мозаичных работ существуют два классических способа их выполнения.

Технология обратного набора предполагает первичное выкладывание мозаики лицевой стороной вниз. Далее композиция может быть закреплена с изнаночной стороны с помощью клея или цементных составов и основы (стекловолокна, бумаги, кальки). Собранные модули в качестве готовых сборочных единиц монтируются на месте расположения мозаики. Обратный набор стал использоваться с развитием масштабных мозаичных проектов, требовавших укладки сложных мозаик большой площади и обработки лицевой поверхности панно.

Основным преимуществом обратного набора является возможность проведения мозаичной укладки в подготовленном помещении без привязки к технологическим процессам на объекте. Готовые модули, собираемые на объекте, экономят время монтажа, что в конечном счете удобнее как для мозаичистов, так и для заказчиков.

Вторым важным фактором выбора технологии обратного набора является возможность проведения обработки лицевой поверхности мозаики в производственных условиях. Шлифовка, полировка камня или смальты, выполненная в условиях мастерской, придает готовой мозаичной композиции монолитность, цельность и глянцевый блеск поверхности.

Читайте также:  Как рассчитать количество кирпича на дом калькулятор

Технология обратного набора (иногда с двукратным переворачиванием лицевого слоя) обычно используется в промышленных процессах производства стеклянной или керамической мозаики — в результате получаются плитки или модули с готовой мозаикой.

Технология укладки мозаики прямым набором сложилсь исторически — от самых первых мозаичистов, выкладывавших узоры из цветной гальки на дорожках и полах древних поселений. Смысл прямого набора — в прямой укладке мозаичных элементов на постоянную основу. Частицы вдавливаются или приклеиваются на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение.

Именно прямым набором изготовлены великолепные древнеримские и византийские мозаики. Мозаиные мастерские тех времен насчитывали до нескольких десятков работников и подмастерьев, так как прямой набор требовал подготовки материала — смальты или камня, и значительных затрат времени на выкладывание сложных жанровых картин и узоров. Прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композии, будь то пол или стена жилого или общественного помещения. На ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу — иногда на несколько тысячелетий.

В современных условиях прямой набор часто осуществляется в мастерских — мозаичное изображение собирается на основу — стекловолокно или иные материалы, причем крупные изображения делятся на фрагменты. Затем готовая мозаика собирается непосредственно на объекте из готовых частей — и крепится вместе с основой к поверхности.

Метод прямого набора также используется для крупноформатных мозаик из смальты или камня. Примерное расположение крупных деталей мозаики подбирается в мастерской и обозначается на рисунке, а затем в соответствии с разработанной схемой производится монтаж непосредственно на объекте.

Прямой метод можно использовать для мозаик без дополнительной отделки лицевой поверхности — для настенных панно или композиций, в которых неровность общей поверхности и различные наклоны и особенности отдельных элементов создают особенную игру света. Мерцание и цветовые нюансы мозаичной отделки способны решать самые различные интерьерные и эстетические задачи. (Приложение 6)

Прежде чем приступить к набору мозаики, необходимо изучить рисунок будущей мозаики, разобрать камни на отдельные группы, которые составляют главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные пластины камня, а для мелких деталей и заднего плана мельче.

Цвета природного камня редко бывают абсолютно одинаковые с цветами эскиза. Не следует добиваться буквального копирования, нужно соблюдать цветовые пропорции, чтобы фактура поверхности камней походила на фактуру изображаемых предметов композиции. Начинают выкладку мозаики с наиболее крупных деталей композиции.

Доводка и полирование изделий из цветных камней являются финишными операциями процесса. Операцию доводки выполняют с помощью мелкозернистого абразива, зёрна которого свободно распределены в доводочной пасте или суспензии. Инструментом служит притир, на поверхность которого наносится паста или суспензия. Относительное перемещение изделия и притира должно быть таким, чтобы абразивное зерно при каждом ходе перемещалось по новой траектории.

Полирование является последней операцией при изготовлении художественных изделий из цветного камня. Полирование уменьшает шероховатость поверхности до минимума и придаёт ей блеск, яркость цвета.

Как уже говорилось выше, чтобы увидеть цвет и особенно рисунок камня, его при разметке смачивают водой. Мокрый камень воспринимается зрением совершенно иначе, чем сухой. Вот таким, каким увидел мастер смоченный камень, должно быть отполированное изделие из него.

Луч света, падающий на полированную поверхность изделия, не рассеивается, как на шлифованной поверхности, а отражается, показывая камень во всей его красе. Этим и объясняется особая роль полирования,

При доводке и полировании камня большое значение имеет структура обрабатываемой породы, т.е. её физико-механические свойства. Поэтому для различных пород камня применяют различные доводочные и полировальные материалы — алмазные пасты, окись хрома, трепел, известь пушёнка.

Чтобы получить блестящую поверхность любого полируемого камня, количество подаваемой пасты по мере завершения процесса необходимо уменьшать. Полирование должно закончиться "впросух" — термин, бытующий у камнерезов очень давно и определяющий характер последней стадии полирования.[16, c.30 — 183]

Ссылка на основную публикацию
Финская фасадная краска для наружных работ
Наличие и доставка Наличие и доставка Наличие и доставка Наличие и доставка Наличие и доставка Наличие и доставка Наличие и...
Фасадная штукатурка для наружных работ по газобетону
Газобетон является видом ячеистого бетона, который обладает рядом преимуществ и недостатков, многие из которых можно устранить правильно выбранной штукатуркой. Выбирая...
Фасадная штукатурка для цоколя
Штукатурка цоколя не просто декор и завершение архитектурного дизайна дома, это обязательная защита фундамента от атмосферного негатива, случайных ударов и...
Финские двери межкомнатные отзывы
Финские входные двери Fenestra и Jeld Wen – выбираем лучшее. Входные двери финского производства достаточно популярны на европейском рынке дверных...
Adblock detector