Установка бортового камня гост

Установка бортового камня гост

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленск-ДорНИИ-Проект"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.

Примечания

1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.

2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.

Примечание — В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 32018-2012 Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия

ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание — В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

Примечание — Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

Примечание — Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

4 Классификация

4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

— искусственные — из бетона на цементном вяжущем;

— натуральные — из природного камня (горных пород).

4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:

— рядовые;

— доборные.

4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.

Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:

— Р — рядовой бортовой камень;

— Д — доборный бортовой камень;

— Б — бортовой камень из бетона (искусственный);

— Г — бортовой камень из горных пород (натуральный).

Примеры

1 БР 100.60.18 — бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.

2 ГД 50.30.15 — бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.

В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.

Пример — БР 300.30.18-A-IV — бортовой камень искусственный рядовой длиной 3000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса A-IV.

5 Технические требования

5.1 Основные параметры и размеры

5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.

Читайте также:  Как нарисовать доску кухонную

Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.

Примечание — Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.

5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.

Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.

Примечание — Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.

5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.

Примечания

1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.

2 К основным размерам криволинейных бортовых камней относят также радиус кривизны; однако, поскольку применение криволинейных бортовых камней на автомобильных дорогах общего пользования вне населенных пунктов не рекомендовано, требования к ним в настоящем стандарте не рассматриваются.

К дополнительным размерам бортовых камней относят (при наличии соответствующих элементов):

— ширину фаски или радиус закругленного сопряжения граней;

— угол скоса;

— геометрические размеры элементов торцевых соединений;

— геометрические размеры искусственных неровностей на поверхности бортового камня.

5.1.4 Рекомендуемые основные размеры бортовых камней:

— длина: рядовых камней — 1000 мм; доборных камней — 500 мм;

— высота — 300 мм;

— ширина — 180 мм.

Допускается изготовление и применение на автомобильных дорогах бортовых камней номинальными размерами, отличными от рекомендуемых.

В национальных стандартах государств — участников Соглашения могут быть установлены другие требования к размерам и форме бортовых камней.

5.1.5 Соответствие бортовых камней требованиям к их форме и размерам оценивают по величине отклонений фактических значений соответствующих показателей от их номинальных значений.

5.1.5.1 Отклонения фактических значений показателей формы бортовых камней, определенных в соответствии с ГОСТ 32962, от номинальных требований должны находиться в пределах допусков, которые устанавливает изготовитель.

Значения допусков по показателям плоскостности и прямолинейности граней устанавливают, исходя из относительного предельно допустимого значения, равного ±0,5% от измеряемой длины. При этом абсолютные значения допусков по указанным показателям не должны превышать 5 мм.

Изготовитель указывает допуски к показателям плоскостности и прямолинейности в миллиметрах с округлением до 1 мм.

5.1.5.2 Допуск к отклонению от перпендикулярности торцевых и смежных граней изготовитель указывает в миллиметрах на 1 м измеряемой длины с округлением до 1 мм. При этом значение допуска не должно превышать 8 мм/м.

5.1.5.3 Отклонения фактических размеров бортовых камней, определенных в соответствии с ГОСТ 32962, от номинальных размеров должны находиться в пределах допусков, которые устанавливает изготовитель. Изготовитель указывает допуски к размерам в миллиметрах с округлением до 1 мм. При этом значения допусков не должны превышать предельных значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1 — Допустимые отклонения от номинальных размеров

Допуск (±), % от измеряемого значения показателя

Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
  • БР — рядовые;
  • БУ — с уширением;
  • БУП — с прерывистым уширением;
  • БЛ — с лотком;

Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Маркировка Длина , мм Ширина , мм Высота, мм
БР 100 1000 300 150 и 180 Есть еще БР 100.20.80 — с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый
БР 300 3000 300 и 450 и 600 150 и 180 и 200
БР 600 6000 300 и 450 и 600 150 и 180 и 200
БУ 300 3000 290 и 320 300 Ширина в маркировке проставляется по "подошве"
БУП 300 3000 290 и 320 300 Ширина измеряется в самой широкой части
БУП 600.30.32 6000 320 300
БЛ 300 3000 680 и 930 и 1180 320 Ширина измеряется в самой широкой
БВ 100 1000 150 и 180 300
БК 100 1000 180 и 200 300 Радиус скругления
для БК 5 — 5000мм
для БК 8 — 8000мм
для БК 12 — 12000мм
для БК 15 — 15000 мм
Читайте также:  Какой штраф за самовольное подключение электроэнергии

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Марка бордюра Масса, кг Марка бордюра Масса, кг Марка бордюра Масса, кг
БР 100.30.15 100 БР 600.20.-А-IV (A-V) 760 БЛ300.32.118 1690
БР 300.30.15 320 БР 100.20.8 40 БВ 100.30.15 100
БР 600.30.15-A-IV 640 БУ 300.30.29 400 БВ 100.30.18 120
БР 100.30.18 120 БУП 300.30.29 340 БК 100.30.18.5
БК 100.30.18.8
БК 100.30.18.12
БК 100.30.18.15
120
БР 300.30.18 380 БУ300.30.32 470 БК 100.30.21.5
БК 100.30.21.8
БК 100.321.12
140
БР 600.30.18-A-IV 770 БУП300.30.32 410 Камень-аппарель по проекту
БР 300.45.18 580 БУП300.30.32-A-IV 790
БР 600 45.18-A-IV (A-V) 1170 БЛ300.32.68 1050
БР 300.60.20 880 БЛ300.32.93 1370

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.

Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Читайте также:  Многолетние цветы для посадки осенью

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.

В технологической карте предусмотрена установка железобетонных бортовых камней длиной 3 м марки П6 по ГОСТ 6665-74 «Камни бортовые бетонные и железобетонные».

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

При установке бортовых камней выполняют следующие основные работы (рис. 1):

устройство земляного ящика;

устройство песчаного слоя;

установку бортовых камней;

заполнение швов цементным раствором;

Устройство земляного ящика

Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

Устройство песчаного слоя

Выравнивающий слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 10 см. Песок доставляют автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика в 5-6 местах, автогрейдером сдвигают песок в земляной ящик и распределяют равномерным слоем.

Песчаный слой окончательно планируют вручную под рейку и утрамбовывают ручной трамбовкой. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки штыря. После устройства песчаного слоя прилегающую грань бетонного покрытия смазывают жидким битумом.

Установка бортовых камней

Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.

При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.

С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.

Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм) пользуются фиксатором зазоров — Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.

После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.

Заполнение швов цементным раствором

Швы на стыках камней заполняют цементным раствором состава 1:2 из цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте работ.

Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.

Через 30-42 м устраивают шов расширения, в который вставляют строганую обрезанную по профилю бортового камня доску толщиной 15-20 мм.

Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.

Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи автогрейдера и уплотняют деревянной трамбовкой. Пазухи между бортовыми камнями и бетонным покрытием заполняют цементным раствором, а между бортовыми камнями и асфальтобетонными покрытиями — асфальтобетонной смесью.

Указания по качеству работ

Качество бортовых камней должно удовлетворять требованиям ГОСТ 6665-74.

При операционном контроле качества работ руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII).

Указания по технике безопасности

Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в сторону.

В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978.

Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На участке работ намечают две сменные захватки:

на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

на установку железобетонных бортовых камней.

Выполняет работу бригада в составе:

машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1, 3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и землекопов 2 разр.-2.

Для кратковременной работы по рытью земляного ящика, распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

В процессе работы бригада делится на два звена.

Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника) и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. — такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр. занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера. В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.

На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.

Примечания: I. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями — продолжительность операции в минутах.

2. В трудоемкость включено время для отдыха рабочих в течение смены.

Ссылка на основную публикацию
Уровень для плитки цена
На сайте продавца доступен "Онлайн консультант".Для перехода на сайт нажмите "В магазин" На сайте продавца доступен "Онлайн консультант".Для перехода на...
Украшения на люстру своими руками
-Метки -Рубрики РУЧНАЯ РАБОТА , hand made (2303) МАСТЕР-КЛАСС,TUTORIAL (1465) ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ (380) ДЕКУПАЖ, Decupaje (379) ВИДЕО, Video, видеоуроки (305)...
Украшения своими руками бижутерия пошагово
для тех, кто ищет курсы: Войти в аккаунт Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на...
Уровень масла на газели
На экономичность и безопасность автомобиля, а также его технические данные влияет своевременное проведение ТО и обслуживания. Стоит отметить, что за...
Adblock detector