Установление норматива потребления тепловой энергии

Установление норматива потребления тепловой энергии

Фридман И.Г., Руководитель Центра ценообразования и производственного программирования ФГУП «Иноргтехком»

Доклад на конференции «Государственное регулирование и надзор в теплоснабжении», 11-13 сентября

Взаимоотношения теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя, и потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению регламентируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая

Пересказывать этот документ видимо нет смысла, так как его содержание Вам, собравшимся здесь, известно. Поэтому я остановлюсь на тех пунктах указанных Правил, которые вызывают если можно так выразиться, разночтения со стороны муниципальных образований и теплоснабжающих организаций.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрены три метода определения нормативов:

1) метод аналогов;

2) экспертный метод;

3) расчетный метод.

Напомню в каких случаях они применяются:

метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями;

второй метод — экспертный — применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.

Аналоговый и экспертный методы основаны на выборочном наблюдении потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах с использованием коллективных приборов учета. При этом проводятся выборочные замеры в домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустроенности.

По результатам измерений объема потребляемых тепловой энергии и теплоносителя коллективными прибора учета, также данных выборочных замеров определяется среднемесячная величина их потребления по выбранным группам жилых домов;

Третий метод — расчетный — применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Учитывая, что в основном сегодня значительное большинство жилых зданий не оборудованы коллективными приборами учета определение нормативов осуществляется расчетным методом.

Однако из этих трех методов – расчетный является наименее точным (где-то в пределах 60%). По результатам, рассчитанным по этому методу, и возникают разногласия между муниципальными образованиями и теплоснабжающими организациями.

Например, Мэрия г. Новосибирска (общая жилая площадь жилищного фонда города составляет 24,9 млн. кв. м) при рассмотрении нормативов на отопление и горячее водоснабжение, рассчитанных теплоснабжающей организацией на 2007 год, нашла их завышенными. По экспертной оценке, выполненной по заказу Мэрии, применение таких нормативов привело бы к удорожанию указанных услуг более чем на 1 миллиард рублей в годовом исчислении.

В основу расчетного метода, изложенного в рассматриваемых Правилах, положено применение удельного расхода тепловой энергии с учетом проектных характеристик жилых зданий.

Если применить расчетный метод для определения нормативов по договорным (проектным) нагрузкам мы столкнемся с необходимостью учитывать фактор увеличения фактической тепловой нагрузки в виду пониженных теплозащитных качеств наружных ограждений жилых зданий. Прямых нормативных документов, учитывающих этот фактор, в настоящее время не существует. Такой поправочный коэффициент необходимо вводить для всех жилых зданий постройки до 1999 года. Так вот, применение расчетного метода согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Росси от 23 мая

Вместе с тем, Правилами не дана расшифровка понятия «отапливаемая нежилая площадь, являющаяся общим имуществом дома», поскольку отапливаемыми могут быть лестничные клетки, подвалы, технические этажи и чердаки.

Поэтому в расчеты должны включаться площади лестничных клеток, подвалов или технических этажей в зависимости от схемы отопления – нижняя или верхняя разводка.

При выполнении экспертными организациями расчетов нормативов по отоплению по заказу какого либо муниципального образования и по заказу теплоснабжающей организации, при соблюдении одних и тех же заданных конструктивных параметров жилых зданий, климатических и температурных режимов внутренних помещений, теплотехнических параметров систем отопления, и использовании формул, предусмотренных Правилами, возможно получение различных результатов.

Разница в оценках может составить 15-20%, которая складывается в основном из-за арифметических подсчетов в нормативах, начиная с интерполяции нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление жилого здания и определения отапливаемой нежилой площади, являющихся общим имуществом дома или из-за недостаточности данных для расчета нормативов.

Однако в расчетах нормативов горячего водоснабжения расхождения более существенны из-за различия в подходе исчисления количества процедур пользования водоразборным устройством (ванны, душ, мойка и т.д.).

В Правилах не указано на основании каких нормативно-технических документов принимать количество данных процедур.

Разработчиком Постановления Правительства России от 23.05.06 №306 являлся ОАО «Центр муниципальной политики». На их сайт был отправлен соответствующий вопрос от МУП «Водоканал» г Обнинска: Каким нормативным документом при применении расчетного метода определения нормативов водоснабжения в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг регламентируется количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком ( или другими словами сколько раз в неделю человек должен принимать ванну, душ и т.д., так как в Правилах указано только нормы расхода воды на 1 процедуру)?

Ответ разработчиков был следующий: Нормативный документ регламентирующий количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком отсутствует. Параметр « количество процедур пользования водоразборным устройством» введен для обеспеченности прозрачности норматива потребления и обоснования соотношения нормативов потребления в жилых помещениях различной степени благоустройства. Количество процедур пользования водоразборным устройством определяется в процессе расчета норматива потребления. Данный параметр может быть определен на основании выборочного анкетирования населения.

Таким образом, единственным объективным выходом из этой ситуации является анкетирование населения. Однако в большинстве случаев это не делается. Из-за этого происходят разногласия по результатам расчетов.

Читайте также:  Мебель для ребенка 2 лет

А то, что какая- то регламентация нужна, говорит сам за себя факт существующего количественного разброса по разным территориям. Так, например, количество процедур пользования одним человеком ванной в многоквартирных домах, оборудованным ванной и душем, в г. Новосибирске принимается 2 раза в неделю, в г Саранске – 4, в ряде муниципальных образований в Тверской области – 1 раз в неделю. Такой же разброс и по другим водоразборным устройствам.

Надо помнить, что увеличение количества процедур приводит к завышению нормативов горячего водоснабжения и, следовательно, к удорожанию услуг по горячему водоснабжению.

Еще одно уточнение: в целях уменьшения количества тепловой энергии необходимой для подогрева воды, рекомендуем в соответствующую формулу вводить коэффициент, учитывающий снижение среднечасового расхода воды на горячее водоснабжение в неотопительный сезон по отношению к отопительному сезону (равный – 0,8).

Подытоживая сказанное, необходимо отметить следующее: разница между потреблением по коллективным приборам учета и рассчитанным потреблением по количеству процедур составляет примерно 20%, что можно отнести на счет эффекта энергосбережения при установке приборов учета, и полученные результаты являются адекватными и достаточными для жилищного фонда без приборов учета.

Есть еще один нормативный документ, который позволяет осуществить учет тепловой энергии и теплоносителя, контроль качества тепловой энергии и теплоносителя, соблюдение режима теплоснабжения и теплопотребления.

Это приказ Госстроя России от 06.05.2000 г. №105, которым утверждена Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения.

Данная Методика разработана Российским акционерным обществом “Роскоммунэнерго”.

Использование Методики позволяет теплоснабжающим организациям системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителям (абонентам) – юридическим лицам осуществить коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя.

Методика предусматривает возможность определения количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленных абонентами, при приборном методе учета и при расчетном методе учета.

Конечно, здесь решается несколько другая задача чем определение нормативов потребления. Но эти две задачи взаимосвязаны. И опять при расчетном методе учета возможны расхождения по результатам расчета между абонентами и теплоснабжающими организациями.

Так, например, в г.Абакане (республика Хакасия) одна из управляющих компаний жилищным фондом не согласилась с расчетами теплоснабжающей организацией по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя, ссылаясь на указанную Методику.

Это дело рассматривал арбитражный суд. Вопрос заключался в том, что оспаривалось применение теплоснабжающей организацией коэффициентов теплового и водного баланса.

Действительно во всех формулах и приложениях для расчетного метода нет указаний на применение этих коэффициентов. Нет ссылок на эти коэффициенты и в рассматриваемых выше Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Но в пояснении к данному методу записано, что общее количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным абонентом – пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам.

Поэтому применение коэффициентов теплового и водного баланса правомерно в расчете упомянутых часовых нагрузок.

Я отметил лишь некоторые спорные моменты в применении рассматриваемых нормативных документов, к рассмотрению которых привлекался наш институт.

В целом надо отметить, что расчетные методы определения нормативов потребления коммунальных услуг и определения количества потребленных абонентами тепловой энергии и теплоносителя при всей своей неточности достаточны для жилищного фонда не оборудованного приборами учета.

13. Норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле:

N_в = Q_о ,
S_ж x 12

Q_о — количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);

S_ж — общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.

14. Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле:

Читайте также:  Как разметить потолок под потолочную плитку

q_max — часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час);

t_вн — температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°С);

t_сро — среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°С);

t-ро — расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления (°С);

n_о — продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°С и ниже;

— расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.

15. Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле:

q_max = q_уд. x S,

q_уд. — нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7;

S — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).

Значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306
"Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г., 26 марта, 24 сентября, 17 декабря 2014 г., 14 февраля 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г., 27 февраля, 29 сентября 2017 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

В соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

2. Признать утратившим силу подпункт "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3568).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 3 внесены изменения

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2014 г. N 977 постановление дополнено пунктом 4

4. Правила, утвержденные настоящим постановлением, на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Правила
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306)

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г., 26 марта, 17 декабря 2014 г., 14 февраля 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г., 27 февраля, 29 сентября 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

О разъяснении настоящих Правил см. письмо Минрегиона России от 23 мая 2008 г. N 12529-АД/07 и письмо Минстроя России от 21 октября 2015 г. N 34131-ЛГ/04

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Читайте также:  Как убрать ласы с одежды

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

"климатические условия" — показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода);

"конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" — показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);

"норматив потребления коммунальной услуги" — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее — Правила предоставления коммунальных услуг);

"норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях" — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;

"норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан;

"норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек" — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;

"нормативные технологические потери" — технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома;

"степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" — качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 11 октября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1186

3. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченные органы). Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

4. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 г. N 129 в подпункт "а" внесены изменения

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380 в подпункт "б" внесены изменения

б) в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) — износ внутридомовых инженерных систем;

д) в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

Ссылка на основную публикацию
Установка подоконника в деревянном доме своими руками
Окосячку устанавливаем таким вот образом. Боковые детали врезаем в брус. Далее устанавливаем окно с подставочным профилем. Вот так выглядит установленное...
Уровень для плитки цена
На сайте продавца доступен "Онлайн консультант".Для перехода на сайт нажмите "В магазин" На сайте продавца доступен "Онлайн консультант".Для перехода на...
Уровень масла на газели
На экономичность и безопасность автомобиля, а также его технические данные влияет своевременное проведение ТО и обслуживания. Стоит отметить, что за...
Установка порогов на ламинат
Ламинированный паркет смонтирован, теперь нужно задекорировать открытое соединение в дверных проемах, в области сведения ступени и подступенка либо на стыке...
Adblock detector